Администрация муниципального образования
Приозерский муниципальный район Ленинградской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от  06  ноября  2012 года  № 4046

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка граждан пожилого возраста  и инвалидов» на 2013-2015 годы

   
В целях осуществления поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, создания условий для повышения качества их  жизни,  реабилитации и общественной интеграции, содействия активному участию в жизни общества, администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка граждан пожилого возраста  и инвалидов» на 2013-2015 годы (далее Программа)  (Приложение).
2. Комитету социальной защиты населения (Богданова Л.Н.) обеспечить реализацию мероприятий  Программы и целевое расходование выделенных средств.
3. Комитету финансов (Тихомирова М.Н.) осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый  год.
4. Опубликовать настоящее постановление в районной газете «Красная звезда» и на официальном сайте администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
5. Постановление вступает в силу с 01 января 2013 года.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации  по социальным вопросам Л.А. Котову.

 

 

Глава администрации                                                                              С.Л. Потапова

 

 

 

 

Согласовано:
Котова Л.А.
Тихомирова М.Н.
Макарова Е.Г.
Исп. Богданова Л.Н. (37-473)

Разослано: дело-2, КСЗН-1, КФ-1, зам.гл. по соц. вопр.-1, редакция-1, район. биб-ка-1.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
муниципального образования
Приозерский муниципальный район
Ленинградской области
от  06  ноября  2012 года  № 4046
(Приложение)

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов на 2013-2015 годы»

ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы
«Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов на 2013- 2015 годы»

Цель программы

-Создание условий для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов на основе обеспечения потребности в доступных и качественных социальных услугах;
-Реабилитация и общественная интеграция пожилых людей и инвалидов, содействие их активному участию в жизни общества;

Основные задачи программы

-Решение актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
-Создание условий для сохранения жизненной активности путем реализация внутреннего потенциала граждан старшего поколения и инвалидов;
-Организация свободного времени и досуга граждан пожилого возраста и инвалидов;
- увеличение обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов техническими вспомогательными средствами реабилитации

Разделы программы

1. Оказание социальной помощи отдельным категориям граждан;
2. Организация свободного времени и досуга пожилых людей и инвалидов

Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе, с указанием  источников финансирования (тыс. рублей в действующих ценах каждого года реализации программы)

Общий объем финансирования программы составляет- 519,0 тыс. руб.
2013- 130,0  тыс. руб.
2014- 183,0  тыс. руб.
2015-  206,0 тыс. руб.

Показатели:
социальная эффективность
бюджетная эффективность
экономическая эффективность

Социальная эффективность Программы:
-Увеличение доли пожилых людей, охваченных профилактическими мероприятиями, от общего количества пожилых людей (400 человек) на 0,5% ежегодно (на 10 человек сверх достигнутого показателя);
-Увеличение доли пожилых людей, принявших участие в социально значимых мероприятиях, от общего количества пожилых людей (400 человек) на 0,5% ежегодно (на 10 человек сверх достигнутого показателя);
-Увеличение доли инвалидов, охваченных профилактическими мероприятиями, от общего количества инвалидов (400 человек) на 0,5% ежегодно (на 10 человек сверх достигнутого показателя);
Увеличение доли инвалидов, принявших участие в социально значимых мероприятиях, от общего количества инвалидов (400 человек) на 0,5% ежегодно (на 10 человек сверх достигнутого показателя);
Бюджетная эффективность - Программы не предусматривается.
Экономическая эффективность – Программа не имеет прямой экономической эффективности, однако мероприятия Программы  будут способствовать повышению уровня доходы в результате оказания материальной помощи в рамках акции «Забота» и предоставления технических и вспомогательных средств реабилитации гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Основные индикаторы реализации (целевые задания) программы

-Проведение мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, охватывающих не менее 400 человек ежегодно;
-проведение мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов, охватывающих не менее 300 человек ежегодно.
- проведение мероприятий по обеспечению техническими и вспомогательными средствами реабилитации  (охват до 20 человек ежегодно);
-организация работы социально- просветительского проекта «Университет третьего возраста» (охват до 300 человек ежегодно);
- проведение выставки творчества пожилых людей и инвалидов» (охват  до 20 человек ежегодно).

Основания для разработки программы

-Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
-Постановление Правительства Ленинградской области от 18.07.2008 года №209 «О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области»;
-Постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 06.05.2010 г. «Об утверждении  Положения о порядке и приятия решений о разработке, разработки, формирования, утверждения контроля за выполнением эффективности целевых программ муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области»

Заказчик программы

Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

Разработчик программы

Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

Сроки разработки программы

2012 год

Стоимость разработки программы (тыс. рублей)

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика программы, координатор программы

Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

Участники программы

Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее КСЗН),  МУ «Центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов».

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Богданова Людмила Николаевна
Председатель Комитета социальной защиты населения муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, 37-347

Система управления и контроль за выполнением программы

-Контроль за выполнением программных мероприятий осуществляет КСЗН;
-КСЗН ежеквартально предоставляет информацию  о результатах выполнения мероприятий Программы в отдел экономической политики и предпринимательской деятельности администрации муниципального образования Приозерский муниципальный  район Ленинградской области;
-Контроль целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию программы, осуществляется распорядителем бюджетных средств, Комитетом финансов администрации муниципального образования Приозерский муниципальный  район Ленинградской области.
-Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации по социальным вопросам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы.
1.1. Оценка и  анализ исходной ситуации.
1.2. Характеристика проблемы, цели программы, система конкретных задач, решаемых в рамках программы.

Раздел 2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого ресурсного  обеспечения
2.1. Источник финансирования Программы.
2.2. План реализации мероприятий комплексной Программы (Приложение).
2.3. Расчет предполагаемой эффективности Программы.

Раздел 3. Состав, функции и полномочия участников разработки и реализации Программы.
1. Анализ ситуации. Обоснование целей и задач Программы.
1.1. Оценка и  анализ исходной ситуации.
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов на 2013-2015 годы» (далее - Программа) является продолжением ранее принятой в муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области  муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов на 2010-2012 годы»
На современном этапе одним из приоритетных направлений социальной политики администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области является проведение комплекса мер по социальной поддержке пожилых людей и  инвалидов, предоставлению им равных возможностей для участия в экономической и общественной жизни.
На территории муниципального образования Приозерский район Ленинградской области взрослого населения 49130 человек, из них пожилых людей 14100 человек (28,7%)   Доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 67% от всех граждан пенсионного возраста.  Среди старшего поколения мужчины составляют 25,0% , женщины 75,0% .
В 2011-2012 году на территории муниципального образования Приозерский район Ленинградской области увеличилась общая численность  инвалидов, в том числе среди лиц трудоспособного возраста. Первичная инвалидность выше в молодом возрасте и у лиц пенсионного возраста.

Показатель

на 01.01.2012

% от общего количества населения

Общее количество инвалидов в муниципальном образовании
в том числе:
трудоспособного возраста

6489

1451

13,2

2,9

В том числе детей-инвалидов

134

0,02

Численность инвалидов, имеющих рекомендации  ИПР по социальной реабилитации в системе социальной защиты населения
В том числе:
трудоспособного возраста

 

1110

647

 

2,2

1,3

Численность инвалидов, прошедших социальную реабилитацию
в том числе:
трудоспособного возраста

371

 

156

0,7

 

0,3

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации составляет 97 процентов, в профессиональной реабилитации - 62 процента, в социальной реабилитации - 72 процента.
Потребность инвалидов в различных видах реабилитации с учетом возраста и тяжести инвалидности имеет некоторые особенности:
- Высокая потребность в медицинской реабилитации отмечается в любом возрасте инвалидов всех групп;
- Потребность в профессиональной реабилитации с возрастом уменьшается до 20-30 процентов;
- Потребность в социальной реабилитации высока во всех возрастных группах.
Результатом целенаправленной работы в 2011-2012 годы администрации муниципального образования, Комитета социальной защиты населения стало  развитие системы социального обслуживания граждан пожилого возраста. Главным звеном в этой работе является МУ «Центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов».
Центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов осуществляет: социальное  обслуживание на дому, включая социально- медицинское обслуживание  на 305 человек ежемесячно; стационарное обслуживания на 30 человек ежемесячно; социально – реабилитационные услуги, предоставляемые дополнительно инвалидам и лицам с ограниченными возможностями на 30 человек ежемесячно. Деятельность  центра социального обслуживания позволяет пожилым людям и инвалидам получать различные виды услуг: социально- бытовые, социально- психологические, социально- культурные. 
Отделениями социального обслуживания на дому в 2011 году обслужено 404 человека, отделением дневного и временного пребывания -186 человек, социально реабилитационным отделением 202 человека.  В данном отделении оказываются следующие виды помощи: массаж, лечебная физкультура, психологическая помощь, трудовая терапия, физиотерапевтическое лечение. Организовано четырехразовое питание, работает  тренажерный зал. Помощь получают как пожилые люди и инвалиды, проживающие в г.Приозерске, так и на территории Приозерского района.
Деятельность Центра социального обслуживания направлена на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде проживания и поддержания их социального и физического статуса. Всего оказано 175956 услуги отделениями социального обслуживания на дому.  Отделениями оказываются 79 видов гарантированных услуг, а так же услуги,  оказываемые сверх гарантированного перечня, не предусмотренных Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2005 года № 108 «Об утверждении перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания населения Ленинградской области».  Гарантируемые услуги оказываются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты с учетом среднедушевого дохода граждан.
В целях организации просветительской деятельности для насыщенной, полноценной и достойной жизни пожилых людей и инвалидов, вовлечение их в сферу полноценной гражданской деятельности, творческой и социальной активности, на базе муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения пожилых людей и инвалидов» организована работа социально- просветительского проекта «Университет третьего возраста», деятельность которого осуществляется  в тесном взаимодействии с учебными заведениями,  учреждениями культуры,   здравоохранения. За период с марта по июнь  2012 года в «Университете третьего возраста»,  прошли обучение 217 слушателей.
На территории муниципального  образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области стало ежегодной традицией проведение акции «Забота», Международного дня пожилых людей, Международного дня инвалидов. Работа по организации массовых мероприятий, праздников, посвященных юбилейным датам,  проводится совместно с общественными организациями ветеранов, инвалидов.
В ходе подготовки и организации  мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов проводится обследование материально-бытового положения малообеспеченных нуждающихся  пенсионеров и  инвалидов. Особое внимание оказывается одиноким гражданам и одиноким супружеским парам, людям старше 90 лет, инвалидам с детства.  Все большее количество пенсионеров и инвалидов участвует в информационных и  культурных мероприятиях,  посвященных Дню пожилого человека и Дню инвалида,  участвуют в областных и муниципальных выставках прикладного искусства, спортивных соревнованиях. В рамках муниципальной программы «Социальная поддержка людей и инвалидов» приобретаются технические средства реабилитации  (в 2011 году  приобретены на 8000,0 руб., 2012 году-10000,0 руб.). При проведении акции «Забота»  оказана единовременная адресная материальная помощь: в 2011 году вдовам  инвалидов ВОВ, участников ВОВ -101 человек на сумму 50,7 тыс. руб., в 2012 году - труженикам тыла101 человек на сумму 50,7 тыс. руб. Ежегодно  оказывается  материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны ко  Дню Победы: 2010 год-866000,0 руб., 2011 год-740000,0 руб., 2012 году-710000,0 руб.

1.2. Характеристика проблемы
Анализ социально - экономического положения пожилых людей и инвалидов на территории муниципального образования свидетельствует о наличии ряда проблем, касающихся их жизнеобеспечения, материального положения, здоровья, социального и психологического самочувствия, социальной активности.
Граждане пожилого возраста имеют низкие адаптационные способности, необходимые для жизни в резко и постоянно изменяющихся условиях социально - экономической среды. Основными проблемами являются малообеспеченность, низкие возможности трудоустройства, снижение продолжительности жизни.
Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность, ослабление института семьи приводят к росту численности одиноких пожилых людей.
Одиночество является особым фактором социального риска, оказывает негативное воздействие на способность к самостоятельному обслуживанию, передвижению, отрицательно влияет на психическое здоровье граждан пожилого возраста. По результатам, проводимых обследований потребность в посторонней помощи у одиноких людей значительно выше, чем у граждан, проживающих в семьях.
Велика потребность пожилых граждан в оформлении в стационарные учреждения. В 2011году зарегистрировано 42 обращения граждан преклонного возраста для оформления в стационарные учреждения социального обслуживания, 39 человек определены на обслуживание на социальные койки (палаты сестринского ухода) в учреждения здравоохранения. В то же время существующая сеть государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания не гарантирует в полном объеме оказание помощи всем нуждающимся. Менее доступны социальные услуги гражданам, проживающим в сельской местности. В сельской местности проживает 60 % пожилых людей и инвалидов от общего количества граждан.

Основные  цели и задачи Программы
Основной целью долгосрочной целевой  программы «Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов на 2013- 2015 годы»  является осуществление комплекса организационных, правовых, социально - экономических мер по улучшению положения граждан старшего поколения и инвалидов, реализации их прав и полноценного участия в экономической, культурной и духовной жизни, стабилизации материального положения граждан пожилого возраста и инвалидов и увеличение помощи малоимущим гражданам, обеспечение социальной защищенности, создание условий для посильной занятости.

Основные задачи долгосрочной целевой программы " Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов на 2013-2015 годы»:
Проведение первоочередных мероприятий по всем направлениям помощи наиболее уязвимым категориям граждан старшего поколения и инвалидов: инвалидам трудоспособного возраста, одиноким пожилым людям и инвалидам, одиноким супружеским парам, пожилым людям, и инвалидам, утратившим полностью или частично способность к самообслуживанию.
– создание условий для сохранения жизненной активности, реализация внутреннего потенциала граждан старшего поколения и инвалидов;
– создание условий для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов на основе обеспечения потребности в доступных и качественных социальных услугах;
– реабилитация и общественная интеграция пожилых людей и инвалидов, содействие активному участию в жизни общества;
– увеличение обеспеченности техническими и вспомогательными средствами реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Обоснование мероприятий Программы и расчет ресурсного обеспечения.
2.1. Источники финансирования Программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

2013 год

Местный бюджет

130,0 тысяч рублей

2014 год

Местный бюджет

183,0 тысяч рублей

2015 год

Местный бюджет

206,0 тысяч рублей

2.2. План мероприятий Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2013-2015 годы (приложение).

2.3. Расчет предполагаемой эффективности Программы.
Реализация Программы обеспечит повышение общественного благосостояния, выражаемого значениями целевых показателей в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов.

Целевые показатели

2013 год
(чел.)

2014 год (чел.)

2015 год (чел.)

По результатам реализации программы (чел.)

Число пожилых людей и инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями

400

430

480

1310

Число граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных помощью по предоставлению технических и вспомогательных средств реабилитации

20

30

40

90

III. Состав, функции и полномочия участников разработки
и реализации Программы.

Основным исполнителем Программы является Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области осуществляет меры по реализации Плана мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинградской области" на 2013-2015 годы, осуществляет контроль за использованием средств и выполнением мероприятий Программы.
Информация о результатах выполнения Программы, целевом использовании бюджетных средств представляется Комитетом социальной защиты населения ежеквартально в Комитет финансов, отдел экономического прогнозирования и предпринимательской деятельности администрации муниципального образования Приозерский район Ленинградской области.
Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заместитель главы муниципального образования по социальным вопросам.

Приложение
к долгосрочной целевой программе
«Социальная поддержка граждан пожилого возраста
и инвалидов на 2013- 2015 годы»

План реализации мероприятий долгосрочной целевой программы
«Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов  на  2013-2015 годы»